ivan_go (ivan_go) wrote,
ivan_go
ivan_go

Categories:

Кем может работать выпускник биофака МГУ?


Не ходите дети в Африку гулять...

 

В принципе кем угодно и примеров тому множество. Но, когда мне задают такой вопрос, то обычно имеют в виду, где выпускник биофака может работать по специальности.

Решил написать сам для себя, что бы такое можно ответить школьникам и студентам.

Для начала разберемся, что значит работать по специальности. В моем дипломе указана специальность «Ботаник». Можно ли работать ботаником? Можно, но за то, что ты «ботаник по жизни» денег обычно за это не платят.

А если серьезно, какие есть варианты? Под работой по специальности будем подразумевать использование спец. знаний и умений изученных в ВУЗе. Вариант уехать из России в данном тексте не рассматривается (введем ограничение модели:).

Тут приходится думать очень долго...

После длительного размышления можно выделить 7 основных вариантов.

1.      Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе или научном институте, музее,

2.      Работа в биотехнологической, агробиологической, медицинской или инновационной компании,

3.      Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования, репетитор

4.      Врач или ветеринар

5.      Работа в министерстве или департаменте

6.      Журналист

7.      Ландшафтный дизайнер

 

 

Рассмотрим их подробнее

 

Научный сотрудник или преподаватель в ВУЗе
или научном институте, музее

 

Закончить университет и работать на благо Альма-матер, наверное, мечта как минимум половины студентов. Как с этим в МГУ?

Остаться в МГУ (во всяком случае, на биофаке) довольно сложно: первые лет 5 «светят» ставки инженеров и лаборантов и маленькая зарплата (ок. 5000 р.). Через 3, реально 5 лет «освободится» (в основном естественным путем) ставка научного сотрудника и будет БОЛЬШАЯ зарплата (20000 р., если я не прав – пишите!).

А как же гранты, гос. контракты и т. п.? – спросите вы. Гранты не дают – кризис. Если и дают, то деньги небольшие (для примера можно посмотреть средний размер гранта РФФИ), на з/п идет мало (все равно все съедят налоги), лучше купить реактивы и оборудование, в итоге в России гранты не кормят (хорошо если грант даст прибавку в 3000 р./мес.). И чем дальше, тем больше проблем при получении денег. Опять же, если известны исключения – пишите.

В итоге большинству сотрудников нужно иметь либо альтернативный источник доходов (родители, муж, ... → определенного рода селекция тех, у кого есть богатый муж или богатые родители) или где-то еще работать. К сожалению, доп. работа со временем может стать основной.

А что это я все про з/п да про деньги? Просто... при выборе места учебы этот момент кажется не таким важным, зато его актуальность значительно возрастает после получения диплома. Интересная учеба еще не обещает интересную работу, а количество времени «свободного» для науки часто имеет положительную корреляцию с получаемым результатом.

Из проблем ВУЗовского ученого – замкнутая среда той самой Альма-матер. В отличие от Европы, у нас нет никакой мобильности ученых: все варятся в одном соку и до защиты докторской диссертации помнят, кто кому наступил на ногу на первом курсе, увел девушку, разбил колбу, поставил «неуд» на экзамене и многое другое (да и после защиты не забывают).

Еще одна проблема – пед. нагрузка. Есть большая вероятность того, что оставшись в ВУЗе, большую часть времени придется не заниматься наукой, а вести занятия у студентов. К этому тоже надо быть готовым.

С институтами РАН я знаю ситуацию хуже. Думаю уровень з/п сопоставим и чаще ниже. С грантами все тоже. Зато пед. нагрузка не светит.

Музеи. Их мало. У музеев федерального подчинения проблемы с финансированием, з/п как в ВУЗе или ниже. В городских музеях насколько, я знаю ситуация лучше (ср. дарвиновский и зоологический музеи в Москве), подробностей не знаю, но вряд ли все выпускники биофака могут трудоустроится в дарвиновский музей.

Т. о., выбирая этот путь («научный сотрудник») стоит дать себе четкий ответ на вопрос «Зачем?», чтобы не забыть в процессе о цели пути.

 

Работа в биотехнологической, агробиологической,
медицинской или инновационной компании

Есть несколько возможных вакансий/вариантов: можно работать лаборантом, научным сотрудником (исследователем), научным консультантом, разработчиком или менеджером

Лаборантом можно устроиться в одной из многих биомедицинских компаниях (в основном связанных с ДНК-диагностикой). Что надо делать? Капать нуклеотиды и праймеры по пробиркам, ставить ПЦР (или аналогичные варианты). З/п 40000 р. при полной неделе (или при 2 через 2). Вопрос, стоит ли для этого учиться 5, а то и 6 лет, остается открытым. Через 2 мес. работы навыки капать по пробиркам будут идеальны, но что дальше? Времени-то на науку (за которой все идут в ВУЗ) нет. Какие перспективы? Карьерный рост может заключаться в переходе на менеджерскую позицию и управление лаборантами.

Работа научным сотрудником (исследователем) в компании, ведущей прикладные исследования. Это вроде бы как раз то, ради чего кажется все учились (те, кто хочет и науку, и деньги)? Но где найти такую фирму? Реальные биомедицинские, биотехнологические, компании либо не могут себе позволить вести исследования, либо это крупные корпорации, у которых исследовательское подразделение странным образом находится не в России. Известное мне исключение «Данон», и возможно что-то связанное с бактериями и нефтью/газом. Есть подозрение, что компаний таких мало, чтобы устроиться в них нужны связи, про з/п ничего не знаю

Промежуточный вариант работа технологом, например, на грибоводческом хозяйстве. З/п ок. 20000 р., не забудьте одеть сапоги, придется месить навоз или опилки. Устроиться технологом в биофармацевтическую компанию просто нереально (в России нет своей биофарм. промышленности).

Работа научным консультантом. Тут нужен знания и опыт работы. Можно идти в крупное фермерское хозяйство или растить грибы. З/п м. б. очень неплоха. Нужно дойти до статуса консультанта и наверное параллельно надо в науке работать. Мне известны счастливые сочетания в области картофелеводства. Самое забавное, что востребовано как раз то направление, которым все пренебрегают во время обучения («скучно, не интересно, это не наука»). Возможно что-то такое есть в области патогенных грибов или биодеструкции.

Работа разработчиком. Можно коммерциолизировать свою научную разработку. Денег на это выделяется много (вопрос, куда они уходят). Рассказывать об этом можно долго (вам интересно?), факт в том, что даже если все очень круто, нужно и перспективно, в проекте достижим реальный результат, который будет куплен, деньги за разработку будут через 3 – 5 лет. Что же есть все это время? См. др. варианты. 

Работа менеджером (то есть по административной части). Строго говоря не является работой по специальности, но это наверное самый распространенный исход. З/п от 20 - 30 000 и до ... Реально логистика, растоможка и т. п. В основном все завязано на Китай + есть крупные компании типа Байер, Марс и т. д.

 

 

Учитель биологии в школе или педагог дополнительного образования. Репетитор

Школа. Тоже писать можно долго. Сколько получает учитель в Московской школе? От 3000 и до... (ну, я так думаю до 60000 – 80000 р.). В общем вроде неплохо, но реально придется забыть про науку (или про деньги). Образование даваемое биол. ф-том строго говоря не педагогическое (далее пропустим блок о призвании/ образовании/профессии). Рисуем картину темными красками: полная нагрузка, огромное количество бумажек, психолго-педагогический и административный вынос мозга, а уж если ты завуч и клас.рук… Разница между частными и гос. школами не так велика. Частные: меньше классы и (часто) уровень школьников, но может бумажек бумажек тоже будет меньше (не факт). Возможно есть частные школы с высокими стандартами образования как в «элитных английских», но где те школы? Самое интересное, что и з/п б. м. одинаковая.

Доп. образование. В дополнительном образовании у учеников больше мотивация, обучение носит более профильный характер и требует больше спец. знаний. Но сначала меньше денег, рост з/п носит очень плавный характер, а с новыми порядками начисления зарплаты не ясно, что будет (как и в школе). Много зависит от руководителя структурного подразделения и/или директора. При пессимистично-успешном варианте карьеры «светят» бумажки и админ. должности → зав отделом → зав сектором → не остается ни науки ни педагогики, а только работа с кадрами, план работы подразделения и годовой отчет.

Репетиторы потихоньку вымирают. Ранее они готовили к спец. экзаменам, а сейчас ЕГЭ, требующий своего типа подготовки. К ЕГЭ неплохо готовят именно школьные учителя, а не вузовские преподаватели. В любом случае вряд ли репетиторство может быть основной работой, обычно это доп.

 

Журналистика

Для биол. журналистики вроде нужны знания (вроде по специальности), но не нужна такая журналистика. Кто-то пишет, потому что не может не писать, кто-то пишет, потому что нужны еще деньги, но мне не известны те, кто живет только этим.

 

Врач или ветеринар

О работе врачом или ветеринаром даже рассуждать не буду. На биофаке, в общем и целом, этому просто не учат. Есть другие ВУЗы, и не меньше проблем для обсуждения и вариантов развития событий.

 

Работа в министерстве или департаменте

 

Работа в министерстве или департаменте – это работа чиновником. Что для этого нужно? Биол. образование или связи? Про з/п молчу. Это интересно? Успешно, наверное.

 

Работа в ландшафтном дизайне

Работа Ландшафтным дизайнером может и подойдет под определение «по специальности», но биофак вряд ли этому учит? Открытым остаются вопросы, кем работать и где работать?

 

Сравнив все рассмотренные варианты, становится ясно, что выбор достаточно ограничен, поэтому реально, закончив биофак, его выпускники в России работают:

·         Фотографами

·         Дизайнерами

·         Пром. альпинистами

·         Нянями

·         В Макдональдсе (если не закончили биофак)

·         Сбивают лед с крыши

·         Учат танцам

·         Идут в манагеры

·         Создают свой бизнес

·         Ну, или уезжают заграницу

При этом они, конечно, используют знания, полученные на факультете, но ...

 

Напишите, если я что-то забыл или неправ. Интересно обсудить.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 35 comments